Как стать SMM-специалистом

Привет всем! В этой статье я на личном примере расскажу как пройти путь от решения стать smm-специалистом до устройства на работу. В прошлом я работала штатным специалистом в одной из петербургских компаний, а сейчас с радостью готова поделиться своим опытом в рамках проекта «Вне офиса». Сммщики напоминают мне загнанных кроликов, отсюда и кролик на обложке статьи. 😉

SMM — что это такое и где оно живёт

SMM (Social Media Marketing) — маркетинг в социальных сетях. Думаю, что никто не будет спорить, что в наше время отсутствие компании в социальных сетях сродни тому, что её не существует. SMM-специалист или SMM-менеджер помогает компаниям иметь представительства в соцсетях. Меня привлекла эта профессия за возможность удаленной работы, поэтому после окончания университета я отложила диплом экономиста и решила попробовать себя именно в этой сфере. Готова поспорить, что через несколько лет мы увидим отдельный курс по SMM в учебных планах ВУЗов, а SMM-специалистов будет гораздо больше.

Обязанности сммщика весьма разнообразны и у каждого работодателя своё представление о том, какие задачи должен выполнять smm-менеджер. Вот основные из них:

Разработка SMM-стратегиии — анализ компании и конкурентов, выбор социальных сетей и каналов продвижения, разработка контент плана и так далее.

Генерация контента. Некоторые сммщики работают в команде с копирайтерами и дизайнерами, а некоторым не повезло приходится всё делать самостоятельно: писать тексты, фотографировать, работать в графических редакторах.

Достижение ключевых показателей эффективности (KPI) — это может быть количество подписчиков, коэффициент вовлеченности и другие числовые показатели, которые определяет работодатель. Для привлечения новой аудитории используется таргетированная реклама, реклама в сообществах, конкурсы, работа с блогерами и лидерами мнений.

Анализ эффективности — планирование бюджета и отчёты о проделанной работе.

Комьюнити-менеджмент — общение с пользователями, отработка негатива.

Иногда на сммщика ложатся самые неожиданные задачи: ведение блога, перевод англоязычных статей, работа со СМИ, монтаж и обработка видео, уборка помещения. Тут, как говорится, «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Советую с первых дней взаимодействия с работодателем чётко определить границы своих обязанностей, иначе придется отрастить себе ещё несколько рук или работать в выходные.

Больше половины вакансий SMM-специалиста подразумевает работу в офисе, но довольно часто встречаются варианты удаленной работы. Даже если на первом этапе найти именно удаленную работу не удастся, то после приобретения необходимого опыта сменить место работы не составит труда.

Диапазон заработной платы SMM-специалиста варьируется от 25 до 50 тысяч рублей. По моему мнению, заработная плата ниже 30 тысяч рублей является показателем неуважения сотрудников работодателем, поэтому я бы не советовала соглашаться на 25 или даже 10-15 тысяч рублей (бывает и такое). Пожалуйста, цените себя и своё время.

Как выбрать курсы по SMM

С чего начать? С обучения. Можно выбрать путь самостоятельного изучения информации и интернет-сёрфинга, но я считаю, что такое решение осложняет путь к результату в два, а то и более раз. Если вы ограничены во времени и хотите как можно быстрее овладеть фундаментальными знаниями, получить минимальный опыт и начать работать, то я рекомендую облегчить себе жизнь и выбрать обучающие курсы.

Что дают хорошие курсы:

  1. Структурированная информация в ограниченные сроки. Начиная учиться, вы будете знать дату получения диплома и можете примерно представлять, когда сможете начать искать работу.
  2. Поддержка преподавателей и обратная связь. На хороших курсах преподаватели довольно известные в сфере личности, а качественная обратная связь позволяет видеть прогресс обучения.
  3. Общение с единомышленниками. В процессе моего обучения я познакомилась с множеством интересных людей. Некоторые знакомства позволили мне в дальнейшем получить интересные предложения по работе.
  4. Подтверждение знаний. Без опыта работы довольно непросто устроиться на должность SMM-специалиста (но ниже я расскажу некоторые секреты), поэтому диплом об окончании курсов показывает работодателю серьезность намерений потенциального кандидата.

А теперь немного о том, как выбрать курсы. Советую обращать внимание только на самые известные и уважаемые в сфере курсы. Для себя я выбрала курс онлайн-университета Нетологии «SMM-менеджер: продвижение бизнеса в социальных сетях», который показался мне самым серьезным из всего, что предложил интернет. Образовательная деятельность Нетологии ведется на основании государственной лицензии, после окончания обучения выдается диплом о повышении квалификации.

Иногда работодатели знакомы с SMM поверхностно (оно и понятно — ищут специалиста), поэтому строчка в резюме, что вы закончили «курс имени Пупкина-самоучки» мало скажет о ваших знаниях, особенно если у вас нет портфолио и опыта работы.

После обучения я очень серьезно подошла к составлению резюме, в итоге поиски работы составили ровно два дня: в первый день я рассылала резюме, во второй прошла четыре собеседования, три из которых закончились успешно. На четвертом работодатель не смог внятно объяснить требования к работе и мы быстро попрощались.

Могу с уверенностью сказать, что курсы сыграли свою далеко не последнюю роль на каждом из собеседований. У меня не было опыта работы, портфолио и кейсов, поэтому диплом об окончании курсов был практически единственным доказательством моего интереса к сфере SMM.

Как устроиться SMM-специалистом без опыта работы

В процессе устройства на работу я поняла, что SMM-специалистов, согласных работать в офисе, не очень много, поэтому устроится на работу без опыта, но в офис — вполне возможно. Вот несколько идей, которые помогли мне справиться с отсутствием опыта и получить приглашения на работу.

Притяните опыт работы за уши

Откройте несколько десятков вакансий и выпишите общие для всех вакансий требования к соискателям. Получится некий собирательный образ успешного кандидата, к которому нужно будет стремиться в своём резюме. Откройте учебную программу изученных курсов — все приобретенные знания и сервисы, в которых удалось поработать, нужно будет тоже отразить в резюме.

На следующем этапе пересмотрите все предыдущие места работы — выполняли ли вы хоть что-нибудь, что можно было бы отнести к работе с социальными сетями? Например, в студенчестве я работала в интернет-магазине и в зону моей ответственности входили социальные сети. Думаю вы можете догадаться, что я смогла приплести сюда много чего — общение с клиентами, рерайт статей, пользование различными сервисами и т.д.

Покажите всё, что вы делали на курсах

В процессе обучения все студенты работали над собственными проектами, а тем, у кого их не было, курсы предоставляли для тренировок настоящие проекты. Мне повезло поработать с сервисом по настройке таргетированной рекламы, о чем я не поленилась упомянуть в резюме. Также я добавила ссылку на SMM-стратегию, написание которой было необходимым условием для получения диплома, а ещё отдельно показала некоторые домашние задания.

Выполняйте тестовые задания для вакансий

Во время обучения я просматривала вакансии и пыталась проходить тестовые задания. Это позволило подготовиться к собеседованиям и узнать, что меня ждёт, а ещё пополнить резюме примерами работ.

Например, для интернет-магазина хозяйственных товаров необходимо было придумать и оформить конкурс. На работу меня конечно же не взяли, но в дальнейшем я создала отдельный гугл-документ, назвала его «Примеры конкурсов» и разместила туда все конкурсы, которые когда-либо делала. Получился файл с примерами моих работ-конкурсов, ссылку на который я и разместила в резюме.

Не бойтесь отправлять резюме

Не стесняйтесь отправлять резюме на должности, которые, как вам кажется, не для вас. В сопроводительном письме можно написать, что несмотря на ваш небольшой опыт, вы готовы рассмотреть позиции помощника или ассистента smm-специалиста, если таковые варианты имеются.

Смешно, но в моём случае работодатель полностью скопировал описание чужой вакансии, не особо вникая в суть (такое может быть в небольших компаниях). Если бы я побоялась отправлять резюме, то на собеседование меня и не пригласили бы.

Покажите разум в глазах и умеренное желание найти работу

На собеседовании важно показать, что вы адекватный и спокойный человек, который понимает свои слабые и сильные стороны. Почему-то я изначально настроилась на большое количество собеседований и долгий поиск работы. Чтобы не переживать по этому поводу, я поставила себе цель получить 50 отказов, что повлияло на моё спокойствие и уверенность в себе, ведь я ни на что не надеялась. Как я писала выше, в итоге собеседований было всего четыре, приглашений на работу — три.

Заведите небольшой блог

Чтобы показать всем серьезность своих намерений, я решила завести сообщество Вконтакте и назвала его «Как стать SMM-специалистом?». Там я рассказывала об процессе обучения и рассуждала по поводу дальнейшего пути. Ссылку на сообщество я также разместила в резюме.

В итоге мой микро-блог стал отдельной темой для обсуждения на собеседованиях и мне показалось, что это стоило того. Кстати, уделите внимание внешнему виду ваших страниц в социальных сетях — на одном из собеседований меня на полном серьёзе спросили о том, что в моих аудиозаписях делает Агутин.

Три дороги, три пути

На момент окончания курсов и начала поиска работы окажется, что есть три варианта развития событий. Рассмотрим каждый из них.

  1. Устроиться штатным SMM-специалистом.
  2. Пойти в рекламное агентство.
  3. Выбрать путь волка-одиночки.

Штатные специалисты отвечают за всё, что касается социальных сетей — я называю это «многорукий многоног». В некоторых компаниях сформирован SMM-отдел, что позволяет адекватно делить обязанности между сотрудниками. В рекламных агентствах круг задач имеет более чёткие границы, а система наставничества позволяет довольно быстро вырасти и набраться опыта.

В свободное от работы время можно брать «леваки»: помогать друзьям с продвижением их бизнеса или развивать какие-то свои проекты. Это позволит запастись кейсами и в дальнейшем перейти на путь индивидуального предпринимателя.

Путь волка-одиночки без опыта работы тернист и нестабилен, но имеет право на существование. На мой взгляд, его стоит рассматривать только после нескольких лет (1-2 года) работы под присмотром профессионалов.

Мой опыт или почему я уволилась

Я проработала штатным smm-специалистом полгода. Где-то на четвертом месяце работы мне удалось убедить начальника разрешить мне работать частично из дома. И хотя условия работы улучшились (мне не надо было тратить время на дорогу), я всё равно решила уйти. Вот почему:

Обязанности сммщика очень размыты. На меня постоянно хотели повесить всё, что каким-либо образом касалось работы в интернете (например, ведение кампании по краунфандингу). Однажды был разговор о том, чтобы я выделила один день в неделю на секретарскую работу и обзванивала базу клиентов. Пожалуй, нет.

Если вы решите работать штатным специалистом в небольшой компании, то с первого дня работы защищайте границы своих обязанностей.

Куда не глянь — все сммщики. На самом деле это не так, но каждый человек, зарегистрированный хотя бы в одной соцсети, считал своим долгом что-нибудь посоветовать и обсудить свой совет на всеобщем собрании.  Не один раз я объяснялась перед всем коллективом за своё решение не ставить максимальное количество хэштегов в Инстаграм, ведь подруга нашей сотрудницы тоже работает в SMM и «она говорит, что надо ставить». Я поняла, что подобная трата рабочего времени не для меня.

Что я бы сделала по-другому

Если бы можно было повернуть время вспять, я бы устраивалась работать в рекламное агентство, а не штатным специалистом в маленькую компанию. Это бы позволило набираться опыта у профессионалов, иметь чёткий круг задач и не тратить силы на попытки объять необъятное.

Касаемо лично моего опыта, то после увольнения из компании я решила углубиться в таргетированную рекламу и работать удалённо или на фрилансе, но эта тема для отдельной статьи.

Подводя итоги, можно сказать, что SMM — перспективная сфера с низким порогом вхождения, где есть возможность работать удаленно, на фрилансе или на себя. При этом нужно быть готовым к размытым границам обязанностей и небольшой заработной плате на старте.



Нажимая кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных.

Искренне надеюсь, что статья была для вас полезной. Пишите комментарии, подписывайтесь на ежемесячную рассылку блога, ставьте оценки-звёздочки. 🙂

Статьи, которые могут быть вам интересны:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (13 оценок, среднее: 4,92 из 5)
Загрузка...